СПЕЛЕО ТУРИЗМ

Пещерные экскурсии проводятся опытными гидами спелеологами нашего Фонда. Основной принцип путешествия, это экологические и безопасные экскурсии.

Некоторые пещеры расположены в труднодоступных районах, где необходимо использовать специальное страховочное снаряжение.

Пещеры являются уникальным природным наследием человечества. Пещеры это геологические памятники с особой уязвимой экологической средой.

Экскурсии в пещеры это соблюдение особых правил, подразумевающих сохранения их естественной микро экологической среды.

Некоторые пещеры это традиционные места обитания редких рукокрылых, поэтому при соблюдение правил поведения в пещерах, вы делаете вклад в сохранение биоразнообразия и экологического состояние мест обитания редких видов животных.

Водные источники и озёра в пещерах, это сложно возобновляемые водные системы. Поэтому загрязнение водных объектов, это расстройство всей уязвимой экологии подземной системы.   

В настоящее время в Кыргызстане отсутствуют благоустроенные пещеры для их культурного туристического посещения. Поэтому, в результате не организованного посещения пещер, происходит нарушение её экосистемы и потеря эстетической ценности.  

В последнее время интерес людей к пещерам возрос. Но, совершая экскурсию к уникальным геологическим памятникам, нельзя забывать об их невозобновляемости.

Поэтому, некоторые пещеры Кыргызстана представляют заповедные особо охраняемые территории, находящиеся под охраной государства.

Сохранившиеся на сегодня пещеры, представляющие эстетический интерес, являются труднодоступными, вход в которые  расположен высоко на скальных склонах, карстовых горных массивов.

Для посещения этих пещер требуется специальное страховочное оборудование.

В связи с этим наш Фонд предоставляет всё необходимое снаряжение для безопасных спелео экскурсий.

Профессиональные гиды, проведут с вами экспресс тренинг по правилами поведения в пещере и на пути к её входу.   

Многие пещеры представляют краеведческий интерес. В пещерах содержаться археологические артефакты и исторические свидетельства прошлых геологических эпох. В залах пещер, в различные исторические периоды созданы загадочные наскальные рисунки и письмена. 

Геологические образования сталактитов сталагмитов, создают удивительные пейзажи для фотографов и художников. 

ТРЁХДНЕВНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПЕЩЕРУ ЧИЛЬ-УСТУН

Трёхдневная экскурсия в пещеру Чиль-Устун. Пещера представляет собой геологическое наследие и является геологическим заказником Кыргызстана.

Пещера знаменита не только выразительными геологическими образованиями сталактитами, сталагмитами, но и историческими событиями, связанными с пещерой и её окрестностей.  

Экскурсия в пещеру привлекательна для любителей фотографии. Многие поколения фотографов пытаются создать подземные пейзажи пещеры Чиль-Устун, в условиях полной темноты. К сожаленью  на сегодня, фотографии пещеры, которые могли бы передать глубину её красоту, большая редкость.

Экскурсия познавательна и особенно полезна для школьников и студентов. Это возможность увидеть и понять, как происходит образование пещер, как движется под землёй вода образующая уникальные пещеры и насколько многообразна природа.

Экскурсия является экстремальной, так как добраться до пещеры можно только с помощью специального страховочного снаряжения. Тропа до пещеры проходит по отвесным скалам над обрывом глубиной 70 метров.

С целью безопасности, экскурсия проводится опытными гидами и профессиональными спелеологами, которые смогут рассказать о геологической истории образования пещеры.   

О мифах и легендах связанных с пещерой, о происхождении редких наскальных рисунков и археологических артефактах найденных в пещере.

Экскурсия проводится в течение 3 дней.                                       

День 1. Авиа перелёт Бишкек – Ош

День 2. Посещение пещеры Чиль-Устун

День 3. Авиа возвращение в Бишкек.

В третий день, желающие могут совершить экскурсию по городу Ош в зависимости от времени обратного авиа перелёта в Бишкек. Это оговаривается заранее при покупке авиабилетов.

Для безопасного подъём в пещеру, нашими гидами будут организованы верёвочные перила от начала подъёма и до входа в пещеру. По пути к входу пещеры нам предстоит подъём по двум вертикальным скальным отвесам по 15 и 20 метров.

Для этого будут предоставлены страховочные системы и каски.

Большие залы пещеры соединяются межу собой узкими мокрыми галереями, где придётся передвигаться лёжа и ползком.

Что необходимо иметь при себе?                  

- Фонарик. Желательно налобный

- Одежду, которую не жалко испачкать

- Спортивную горную обувь

- Фляжку с питьевой водой, которая пригодится по пути к пещере.

- Уверенность в себе и желание увидеть одну из самых красивых пещер Центральной Азии.  

Оптимальная группа для проведения экскурсии 5-6 человек.

Стоимость для 1 участника – $ 195, если группы из 5-6 участников.

Стоимость для 1 участника -$ 170, если группа из 10-12 участников

В стоимость входит:

- Авиа перелёт  Бишкек – Ош - Бишкек

- Проживание в гостинице в городе Ош – 2 суток.

- Питание 3-х разовое

- Оплата гидов 2 чел.

- Автотранспорт - Аэропорт - Ош – Араван – Чарвак – Ош - Аэропорт

 Второй вариант экскурсии в пещеру Чиль-Устун для желающих путешествовать автотранспортом.

Трёх дневное путешествие в пещеру Чиль-Устун. Выезд рано утром Бишкек – Ош                                             

Стоимость для 1 участника - $ 325, если группа 5-6 человек

Стоимость для 1 участника – $ 225, если группа 10-12 человек                                                                                                                              

Желающие принять участие в экскурсии, должны сообщит в Фонд СИП за 10 дней до начала экскурсии.

Авиабилеты заказываются за 10 дней до начала экскурсии.

При отказе от экскурсии, вам возвращается сумма с учётом стоимости возвратного авиабилета.      

Желающие принять участие в экскурсии, могут обращаться по телефонам:

+996 312 986148, моб. + 996 553 991663

А также могут прислать заявку по электронной почте: info@speleo.kg

В заявке необходимо указать даты согласно расписания, а также количество и возраст участников экскурсии.

Минимальный возраст детей 10-12 лет.

Расписание экскурсий в пещеру Чиль-Устун в 2018 г.                

- Апрель, с 20.04. по 22.04.

- Июнь, с 29.06. по 1.07.                                                                                                                                                                               

- Июль, с 27.07. по 29.07.

- Августа, с 17.08. по 19.08.

- Сентябрь, с 21.09. по 23.09.  

О пещере Чиль-Устун

Десятки столетий назад своды над входом и первый зал пещеры служили укрытием и жильем для людей. Об этом свидетельствуют находки, сделанные здесь, а многочисленные надписи религиозного содержания на стенах и колоннах служат подтверждением того, что пещера издревле считалась местом поклонения. Полистаем страницы известной статьи В. Огудина «Культ пещер в народном исламе». Тут  описываются события хиджры 1235 года (1819-1820 г) на основании сочинений Мухаммада-Хаким-хана-туры « Муктахаб-ат-таварих («Извлечение из истории»). 

 «Три дня провел в этой местности, подобной раю, а на четвертый отправился в путь в сторону Андижана. В пути я услышал, что в горах той местности есть священное место, которое называется Чиль-Устун и является одним из чудес света. Отпросившись у хана, направился в ту местность. Когда я прибыл туда, то увидел, что там чрезвычайно высокая гора и издалека видны две лестницы, а также отверстия пещеры. Оставив лошадей с двадцатью спутниками, мы направились вверх.

После многих трудностей достигли первой лестницы и увидели, что она сгнила от времени, а когда посмотрели вниз - лошади казались, как муравьи. Преодолевая многочисленные трудности, стали кое-как подниматься наверх и достигли второй лестницы. В конце концов, вручив свое тело судьбе, со многими трудностями и мучениями кое-как добрались до входа в пещеру. Когда вошли туда, то увидели, что очертаниями она похожа на мечеть, в ней 40 колонн, вырезанных из камня с большим изяществом: 20 из них стоят наклонно, не достигая земли, а остальные прямо, не достигая верха.

Пройдя оттуда около тысячи шагов, подошли к сужению и увидели, что там снова путь расширяется и течет очень приятный мельничный ручей. И еще там вырезанное из белого камня изображение верблюда, который лежит, подогнув ноги.

В это время нами овладело опасение, что все чудеса этого места мы прошли, и, вернувшись оттуда, со многими трудностями спустились к лошадям…»

Главная ценность этой рукописи в том, что она содержит первое  описание пещеры, сделанное мусульманским хронографистом.

Конечно, любители острых ощущений того времени не имели привычных для нас научных знаний. Тем не менее Мухаммад-Хаким-хан-тура оставил загадку, не решенную  по сей день. Совершенно непонятно, что подразумевал автор под мельничным ручьём. В пещере нет не только проточной воды, но и следов когда-либо существовавшего водотока.

Первым из европейцев, давшим описание пещеры Чиль-Устун, был художник  М. Мюллер, участник французской экспедиции 1877 года в  русский Туркестан. Об этом сообщает И. Кастанье, посетивший некоторые пещеры края в 1913 году по заданию туркестанского отдела Русского географического общества. Вот  что он написал про Чиль-Устун: «Эта пещера впервые описана Мюллером в 1878 году, но до сих пор никем не исследовано ее археологическое значение. Из описания Мюллера видно, что пещера известна под названием Чиль-Стун, или «сорок колонн», и состоит их трёх частей. Самая большая комната достигает 4 метров в высоту, местами сталактиты и сталагмиты соединяются».

В. Демченко, посетивший эту пещеру в 1898 году, говорит, что после долгого и утомительного карабканья с проводниками он добрался наконец до пещеры и проводники сразу пали ниц и начали молиться: оказалось, что пещера имеет религиозное значение. В отдельных местах Демченко нашел нечто вроде маленькой мечети и останки человека.

В начале века на неё обращает внимание Д. Мушкетов, описавший пещеру в своей книге «Чиль-Устун и Чиль-Майрам» вышедшей в 1915 году в Петрограде:

«…Из ущелий наибольший интерес представляет Шателлик (что значит лестница), на две версты врезающийся с севера невдалеке от кишлака Ордай-Мойнак (на юго-западе от него). На полверсты можно въехать верхом, а далее после раздвоения  подняться по правой вершине. Недалеко отсюда имеется пещера, соединяющаяся будто бы со сталактитовой пещерой Чиль-Устуна. Последняя находится на половине высоты южного склона над садом Чарбаг-дивана (Сад юродивых) у кишлака Араван, отличается довольно большими размерами, поглотила немало человеческих жизней и без хорошего пещерного снаряжения недоступна. Меньшие пещеры имеются западнее на южном склоне у Сасык-Ункура и так же, как первая, пользуются почитанием мусульман и ждут своих исследователей».

В двадцатые годы познакомиться с ней приехал молодой геолог, будущий академик Д. Щербаков. Описавший часть пещеры Л. Дядюченко в 1970 году в книге «В пещерах Киргизии» приводит исчерпывающее описание этого природного памятника.

Пещера расположена в двух километрах северо-восточнее райцентра Араван. Приурочена к светло-серым известнякам нижнего карбона. Вход пещеры Чиль-Устун арочной формы высотой около 4 метров, шириной 18 метров  расположен на абсолютной высоте  - 1100 метров  и обращен на юго-запад. Высота от Тальвег-Сая - 65 метров. Мощность кровли - 150-180 метров. Перед входом на наклонной площадке растет несколько раскидистых деревьев, называемых местными жителями «катран» (каменное дерево семейства вязовых).

Древний путь, по которому в пещеру поднимались паломники (зиёратчи), начинался от рощи Чарвак по крутонаклонному дну ущелья Шаты, мимо пещеры Ашхона и выходил на перевал. Далее по гребню до начала трехсотметрового карниза пересекал  его до конца, спускаясь на 200 метров вниз по крутому склону. Потом тропа шла по нависающему над пропастью узкому карнизу, выводя к  пещере. Этим путем прошли      Д. Наливкин (1926) и Д. Щербаков (1931).

В последние годы к  пещере поднимаются  коротким, но  более опасным путем.

От  основания каменного подножья тропа устремляется прямо по скалам. Вскоре она выводит на карниз к первой двадцатиметровой стене, затем ко второй - пятнадцатиметровой, где на относительно пологом пространстве сливается с древним маршрутом. Когда-то к скальным стенам были приставлены деревянные лестницы, по которым поднимались и спускались паломники. То, что лестницы к началу XIX века находились в плохом состоянии, отмечает Хаким-хан-тура в 1819-1820 годах. Видимо, окончательно они разрушились к концу века, поскольку В. Демченко, посетивший пещеру в 1898 году, поднимался «карабкаясь», как он выражается, по скалам. Лестницы - факт вполне реальный, поскольку их остатки  в начале шестидесятых годов двадцатого столетия  находили спелеологи на дне ущелья под утесами пещеры.

Вход в пещеру находится в месте пересечения двух мощных тектонических трещин, которые отчетливо прослеживаются на стене отвеса. Одна из трещин горизонтальная, и она по всей видимости в образовании пещеры Чиль-Устун принимала большое участие. У входа и на подступах - целая барикада сорвавшихся откуда-то сверху огромных глыб. На одной из самых верхних плит бросается в глаза высверленная лунка глубиной 10-12 см. Что это? Мнения ученых разошлись: одни относят ее к жертвеннику, как  принадлежность домусульманского культа, другие говорят, что она служила ступой, в которой мололи хрупкие сталактиты в муку, болтушка из которой применялась при переломах.

Протяженность пещеры Чиль-Устун - 380 метров. Она состоит из трех залов, соединенных узкими коридорами. Пол вначале  представляет собой ровную площадку, в левой стороне которой хаотически нагромождены глыбы. Включаем фонари. Своды грота стремительно снижаются, превращаясь в широкую горизонтальную щель, так что приходится продвигаться на четвереньках. Шаги отдаются так гулко, словно где-то внизу пустота. Кровля пошла вверх, дневной свет окончательно исчез.

Здесь начинается первый зал пещеры. Он представляет собой вытянутую в северном направлении полость. Пол ровный и слегка наклонен от входа в глубь пещеры, покрыт мощными покровными натеками. Первый зал имеет длину 60 метров, ширину - от 15 до 25  метров. Высота доходит до 4 метров. Первые натечные формы начинают встречаться на расстоянии 35 метров от входа. Свет фонарей кажется жалок. В центре зала застыли каменные фонтаны и водопады. У стен множество больших и малых сталактитов, сливающихся в замысловатые решетки. На потолке вдоль трещин повисли занавеси, а кое-где он усеян большими белыми сферами. У правой стены, примерно в середине зала, нависает, образуя балкон, пласт красивого оникса, в котором можно различить более тридцати цветов и оттенков.

К сожалению, все, что сегодня мы видим в первом зале, – это жалкие остатки былой красоты. Даже большие колонны-сталагнаты и те не все уцелели. Судя по сколам, которые уже успели покрыться коркой кальция и копотью времени, сталактиты были отломаны в древние времена.

Интересно, что на этот факт еще в 1926 году указывал геолог Д. Наливкин: «Сталактитов довольно много, но все, что можно было отбить, давно отбито в то время, когда доступ в пещеру был сравнительно легок – по искусственной лестнице».

Народная медицина давно использует  для изготовления снадобий порошок из сталактитов, который использовался для скорейшего заживления переломов.

Далее по правой стене зал образует невысокое ответвление, в конце которого покоится небольшое озерко. Под ногами валяются черепки глиняной посуды. Колонны-сталагнаты, поддерживающие кровлю зала, пестрят письменами. Одни из них словно сделаны вчера, другие - на арабском языке - уже не столь заметны, третьи вообще едва можно различить. Словом, целая пещерная библиотека.

Интересные и очень обстоятельные исследования эпиграфического наследия пещеры  приводит  В. Огудин:

«…В 56 метрах от входа в пещеру у левой (по ходу) стены первого зала находится огромный приземистый сталагнат (диаметр - 3 метра, высота – З,5). На его гладкой поверхности посетители нацарапали множество надписей на разных языках: имена, даты и тексты, в основном религиозного содержания. Среди них исмаилитские панджапы (пятерни) - кисть руки с раздвинутыми пальцами и знаки на ладони. Пальцы символизируют лиц исмаилитской мифологии: Мухаммада, Хусейна, Хасана, Фатиму и Али. Рядом с пальцем, символизирующим Али, изображен его меч - Зульфикар (рисунок 1).

Кроме них, нацарапаны два кадамжая (следы ног), в одном из них - надпись, выполненная арабской графикой (рисунок 2), и крестообразный перечеркнутый круг. На других колоннах первого зала и в узком лазе во второй имеются сложные сетчатые знаки. В композицию одного из них вплетена имитация арабской надписи. Среди многочисленных надписей посетителей (имен, дат),  выполненных арабским шрифтом, часто повторяются шахада (символ веры) и  многострочные отрывки сур из Корана…

Благодаря сохранившимся надписям и содержащимся в них датам, оставленным посетителями на поверхности натёчных образований и стенах пещеры, можно определить степень активности ее посещения в разные периоды. Всего было зарегистрировано 133 даты: 13 в арабской графике и 120 в европейской. Из них самая ранняя арабская надпись начертана в 1716-1717гг., а европейская, выполненная латинским шрифтом, относится к 1871 г.».

Эпиграфическая особенность пещеры Чиль-Устун - наличие в ней надписей на санскрите, выполненных шрифтом деванагари. Всего их обнаружено и зарегистрировано 11 (рисунок 3). Надписи различаются размерами и количеством строк (от 1 до 12). Возможно, одним из первых о странных знаках в пещере Чиль-Устун сообщил писатель Л. Дядюченко (1970):

«На одной из колонн внимание привлекает священный знак счастья арийцев Древней Индии – свастика и несколько строк текста на санскрите. Именно это подтвердила Маргарита Иосифовна Воробьёва-Десятовская, кандидат наук из Ленинградского отделения Института народов Азии АН СССР. По  фотографии, которую я переслал ей с помощью археолога Петра Никитича Кожемяко, она сделала заключение, что надпись появилась не ранее XVII века, может быть, и позже».

Пещера была жилой – это несомненно, не раз здесь находили глиняные, глазурованные светильники, арабские монеты и даже скелеты людей. Какая нужда заставляла людей идти сюда, забираться в глубь пещеры? На этот вопрос ответят археологи.

В конце первого зала находится балкон, длина которого около 10 метров, ширина до 2 метров.

На потолке видны капельки конденсационной влаги, образовавшейся за счет встречи здесь поверхностного - теплого и пещерного - холодного воздуха летом и, наоборот, зимой. В этом месте и далее по пещере температура постоянна.

На балконе есть небольшое «подвешенное» озеро. Под балконом в восточном направлении идет ход, полностью заполненный красно-коричневой глиной. На балконе начинается узкий 22 метровый коридор, ведущий во второй зал пещеры. Почти каждой весной, с апреля и до конца июня, этот ход бывает заполнен водой, и попасть во второй зал в это время невозможно. В остальное время, пол в коридоре постоянно мокрый.

Коридор заканчивается отверстием в полу, которое ведет во второй зал. Отверстие имеет эллипсовидную форму. От него до пола второго зала 1 метр. Второй зал имеет неправильную форму, длина его 35 метров, ширина колеблется от 4 до 24  метров, высота доходит до 3 метров.

Зал простирается на северо-восток. В юго-западной части у стены  находится озеро в гуре (кальцитовом обрамлении) длиной 2 метра. На полу  параллельно друг другу идут две трещины, в которых покоятся каролиты и кристаллоктиты. Натечные образования широко представлены у левой стены зала.

Зал заканчивается узким лазом, который приводит в небольшое расширение, имеющее в длину шесть метров. В потолке этого расширения видна труднопроходимая труба (камин). Длина вертикальной ее части – 5-6 метров. Дальше она переходит в непроходимую щель.

В западном направлении идет коридор, который заканчивается узким пережимом - «раздевалкой», ведущей в третий зал. Преодолеть этот пережим удастся далеко не всем.

Третий зал - самый большой в пещере, он простирается в северо-западном направлении на 85 метров, ширина - 40 метров, и высота достигает 20 метров. Тех, кто проник сюда, пещера сполна вознаграждает впечатлениями. Здесь  все – и чистые озера, и гигантские сталогнаты, а колонны, образующие причудливые пагоды, и маленькие тонкие сталактиты-трубки, массивные плоские занавеси, гуры, люстры гелликтитов, отливающих голубизной, каролиты, кристаллоктиты. Здесь встречаются практически все формы, описанные в классификации карбонатного спелеолитогенеза. (Г. Максимович, 1965). Третий зал сохранился лучше других. Этому способствовала «раздевалка», она в достаточной  мере ограничивала доступ сюда каждому.

Одному из старейших исследователей пещеры, посчастливилось быть в числе первооткрывателей третьего большого зала Чиль-Устуна. Белоснежные стены были не тронуты. Тысячи различных сталактитов застыли удивительным каменным дождем. Огромная, может быть, в несколько тонн весом люстра гелликтитовых переплетений отливала голубизной. А какие кристаллические игольчатые формы! Да, это была настоящая сказка!

С тех пор прошло много лет. От огромной люстры гелликтитов не осталось и кусочка. Пообломаны мелкие сталактиты, друзы кристаллов и редких наплывов. На полу и стенах появились плесень и сор.

Но несмотря на варварские походы неорганизованных туристов, пещера остаётся одной из самых красивых пещер Ценральной Азии.

Может быть, правильно делают крымские спелеологи, которые, найдя новую красивую пещеру, затем наглухо бетонируют вход, чтобы ни одна душа не проникла туда до тех пор, пока соответствующие организации не возьмутся за ее благоустройство и не обеспечат охрану.

Фауна пещеры в первом и во втором залах представлена летучими мышами. В предвходовой части обитают голуби, дикобразы и красные пищюхи.